Декларация о принципах толерантности
Утверждена резолюцией 5.61 Генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 года
Преамбула
Государства - члены Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры, собравшиеся в Париже на двадцать восьмую сессию Генеральной конференции 25 октября - 16 ноября 1995 года,
памятуя о там, что Устав Организации Объединенных Наций гласит: "Мы, народы Объединенных Наций, преисполненные решимости избавить грядущие поколения от бедствий войны ... вновь утвердить веру в основные
права человека, в достоинство и ценность человеческой личности... и в этих целях проявлять толерантность и жить вместе, в мире друг с другом, как добрые соседи",
напоминая, что в Преамбуле Устава ЮНЕСКО, принятого 16 ноября 1945 года, подчеркивается, что "мир должен базироваться на интеллектуальной и нравственной солидарности человечества",
напоминая также, что во Всеобщей декларации прав человека провозглашается, что "каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии" (статья 18), "на свободуубеждений и на свободное выражение
их" (статья 19) и что образование "должно содействовать взаимопониманию, терпимости и дружбе между всеми народами, расовыми и религиозными группами" (статья 26),
принимая во внимание соответствующие международные акты, в том числе:
- Международный пакт о гражданских и политических правах;
- Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах;
- Международную конвенцию о ликвидации всех форм расовой дискриминации;
- Конвенцию о предупреждении преступления геноци да и наказании за него;
- Конвенцию о правах ребенка;
- Конвенцию 1951 года о статусе беженцев и Протокол 1967 года, касающийся статуса беженцев, а также региональные правовые акты в этой области;
- Конвенцию о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин;
- Конвенцию против пыток и других жестоких, бесчело вечных и унижающих достоинство видов обращения и наказания;
- Декларацию о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждений;
- Декларацию о правах лиц, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным и языковым меньшинствам;
- Декларацию о мерах по ликвидации международного терроризма;
- Венскую декларацию и Программу действий Всемир ной конференции по правам человека;
- Декларацию и Программу действий, принятые на Все мирной встрече на высшем уровне в интересах социального развития, состоявшейся в Копенгагене;
- Декларацию ЮНЕСКО о расе и расовых предрассудках;
- Конвенцию и Рекомендацию ЮНЕСКО о борьбе с дискриминацией в области образования;
памятуя о целях третьего Десятилетия действий по борьбе против расизма и расовой дискриминации, Десятилетия образования в области прав человека Организации Объединенных Наций и Международного десятилетия коренных народов мира,
учитывая рекомендации региональных конференций, проведенных в соответствии с резолюцией 27 С/5.14 Генеральной конференции ЮНЕСКО в рамках Года Организации Объединенных Наций, посвященного толерантности, а также выводы и рекомендации других конференций и совещаний, организованных государствами-членами по программе Года Организации Объединенных Наций, посвященного толерантности,
испытывая чувство тревоги в связи с участившимися в последнее время актами нетерпимости, насилия, терроризма, ксенофобии, агрессивного национализма, расизма, антисемитизма, отчуждения, маргинализации и дискриминации по отношению к национальным, этническим, религиозным и языковым меньшинствам, беженцам, рабочим-мигрантам, иммигрантам и социально наименее защищенным группам в обществах, а также актами насилия и запугивания в отношении отдельных лиц, осуществляющих свое право на свободу мнений и выражение убеждений, представляющими угрозу делу укрепления мира и демократии на национальном и международном уровнях и являющимися препятствиями на пути развития,
обращая особое внимание на обязанность государств-членов развивать и поощрять уважение прав человека и основных свобод для всех, без различия по признаку расы, пола, языка, национальной принадлежности, религии или состояния здоровья, и бороться с проявлениями нетерпимости,
принимают и торжественно провозглашают настоящую
Декларацию принципов толерантности,
преисполненные решимости сделать все необходимое для утверждения идеалов толерантности в наших
обществах, поскольку толерантность является не только важнейшим принципом, но и необходимым
условием мира и социально-экономического развития всех народов, мы заявляем следующее:
Статья 1 - Понятие толерантности
- Толерантность означает уважение, принятие и понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли,
совести и убеждений. Толерантность - это гармония в многообразии. Это не только моральный долг, но и политическая, и правовая потребность.
Толерантность - это добродетель, которая делает возможным достижение мира и способствует замене культуры войны культурой мира.
- Толерантность - это не уступка, снисхождение или потворство.
Толерантность - это прежде всего активное отношение, формируемое на основе признания уни версальных прав и основных свобод человека.
Ни при каких обстоятельствах толерантность не может служить оправданием посягательств на эти основные
ценности. Толерантность должны проявлять отдельные люди, группы и государства.
- Толерантность - это обязанность способствовать утверждению прав человека, плюрализма (в том числе
культурного плюрализма), демократии и правопорядка. Толерантность - это понятие, означающее отказ
от догматизма, от абсолютизации истины и утверждающее нормы, установленные в международных
правовых актах в области прав человека.
- Проявление толерантности, которое созвучно уважению прав человека, не означает терпимого отношения
к социальной несправедливости, отказа от своих или уступки чужим убеждениям. Это означает,
что каждый свободен придерживаться своих убеждений и признает такое же право за другими.
Это означает признание того, что люди по своей природе различаются по внешнему виду, положению,
речи, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире и сохранять свою индивидуальность.
Это также означает, что взгляды одного человека не могут быть навязаны другим.
Статья 2 - Государственный уровень
- На государственном уровне толерантность требует
справедливого и беспристрастного законодательства,
соблюдения правопорядка, судебно-процессуальных и
административных норм. Толерантность также требует
предоставления каждому человеку возможностей
для экономического и социального развития без какой-либо дискриминации.
Отчуждение и маргинализация могут стать причиной состояния подавленности, враждебности и фанатизма.
- Для того чтобы сделать общество более толерантным,
государствам следует ратифицировать существующие
международные конвенции о правах человека и, если
это необходимо, разработать новое законодательство
с целью обеспечения в обществе равноправного подхода и равенства возможностей для всех групп и
отдельных людей.
- В интересах международного согласия существенно
важно, чтобы отдельные люди, общины и нации признавали и уважали культурный плюрализм
человеческого сообщества. Мир невозможен без толерантности,
а развитие и демократия невозможны без мира.
Нетерпимость может принимать форму маргинализации социально наименее защищенных групп, их
исключения из общественной и политической жизни, а
ТОЛЕРАНТНОСТЬ - также насилия и дискриминации по отношению к ним.
Как гласит Декларация о расе и расовых предрассудках, "все люди и
группы людей имеют право отличаться друг от друга" (статья 1.2).
Статья 3 - Социальные аспекты
- Толерантность, как никогда ранее, важна в современном мире. Мы живем в век глобализации экономики и
все большей мобильности, быстрого развития коммуникации, интеграции и взаимозависимости, в век
крупномасштабных миграций и перемещения населения, урбанизации и преобразования социальных
структур. Каэдый регион многолик, и поэтому эскалация нетерпимости и конфликтов потенциально
угрожает всем частям мира. От такой угрозы нельзя отгородиться национальными границами, ибо она носит
глобальный характер.
- Толерантность необходима в отношениях как между
отдельными людьми, так и на уровне семьи и общины. В школах и университетах, в рамках
неформального образования, дома и на работе необходимо укреплять дух толерантности
и формировать отношения
открытости, внимания друг к другу и солидарности.
Средства коммуникации способны играть конструктивную роль в деле содействия свободному и
открытому диалогу и обсуждению, распространения ценностей толерантности и разъяснения опасности
проявления безразличия по отношению к набирающим силу группам и идеологиям,
проповедующим нетерпимость.
- В Декларации ЮНЕСКО о расе и расовых предрассудках провозглашается, что особые меры должны
приниматься в целях обеспечения равенства в достоинстве и правах отдельных лиц и групп людей везде,
где это необходимо. В этой связи особое внимание
следует уделять социально наименее защищенным группам, находящимся в
неблагоприятных социальных или экономических условиях, с тем чтобы предоставить им
правовую и социальную защиту, в частности в отношении жилья, занятости и охраны
здоровья, обеспечить уважение самобытности их культуры и ценностей и содействовать,
в особенности посредством образования, их социальному и профессиональному росту и интеграции.
- В интересах решения этой глобальной задачи необходимы проведение соответствующих
научных исследований и налаживание контактов с целью координации деятельности
международного сообщества, включая анализ в контексте социальных наук коренных причин
этого явления, принятие эффективных контрмер, а также осуществление научных исследований
и мониторинга, способствующих выработке политических решений и нормативной деятельности
государств-членов.
Статья 4 - Воспитание
- Воспитание является наиболее эффективным средством предупреждения нетерпимости. Воспитание в
духе толерантности начинается с обучения людей тому,
в чем заключаются их общие права и свободы, дабы
обеспечить осуществление этих прав, и с поощрения
стремления к защите прав других.
- Воспитание в духе толерантности следует рассматривать в качестве безотлагательного императива;
в связи с этим необходимо поощрять методы систематического и рационального обучения
толерантности, вскрывающие культурные, социальные, экономические, политические
и религиозные источники нетерпимости, лежащие в основе насилия и отчуждения. Политика и
программы в области образования должны способствовать улучшению взаимопонимания,
укреплению солидарности и терпимости в
отношениях как между отдельными людьми, так и между этническими, социальными,
культурными, религиозными и языковыми группами, а также нациями.
- Воспитание в духе толерантности должно быть направлено на
противодействие влиянию, вызывающему чувство страха и отчуждения по отношению к другим.
Оно должно способствовать формированию у молодежи
навыков независимого мышления, критического осмысления и выработки суждений, основанных на
моральных ценностях.
- Мы заявляем о своей готовности поддерживать и претворять в жизнь программы научных исследований в
области социальных наук и воспитания в духе толерантности, прав человека и ненасилия. Это означает
необходимость уделять особое внимание вопросам повышения уровня педагогической подготовки, учебных
планов, содержания учебников и занятий, совершенствования других учебных материалов, включая новые
образовательные технологии, с целью воспитания чутких и ответственных граждан, открытых восприятию
других культур, способных ценить свободу, уважать
человеческое достоинство и индивидуальность, предупреждать конфликты или разрешать их ненасильственными средствами.
Статья 5 - Готовность к действию
Мы обязуемся поощрять толерантность и ненасилие, используя для этого программы и учреждения в областях образования, науки, культуры и коммуникации.
Статья 6 - Международный день, посвященный толерантности
В целях мобилизации общественности, привлечения внимания к опасностям, кроющимся в нетерпимости, и укрепления приверженности и активизации действий в поддержку поощрения толерантности и воспитания в ее духе мы торжественно провозглашаем 16 ноября ежегодно отмечаемым Международным днем, посвященным толерантности.
|